КСУ возьмется за закон о региональных языках

Сегодня, 17 ноября 2016 года Конституционный Суд Украины в форме устного слушания начнет рассмотрение дела по представлению 57 народных депутатов относительно конституционности Закона Украины «Об основах государственной языковой политики».

Как сообщили изданию «Закон и Бизнес» в пресс-службе КСУ, начало рассмотрения дела в 10 часов. Судья-докладчик по делу Игорь Слиденко.

Напомним, 57 народных депутатов Украины обратились в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать таким, что не соответствует Конституции Украины (является неконституционным), Закон Украины № 5029 «Об основах государственной языковой политики» от 3 июля 2012.

Народные депутаты Украины, обосновывая неконституционность Закона в целом, утверждают, что были нарушены процедура рассмотрения и принятия Закона, процедура их личного голосования, право законодательной инициативы и был лишен права внести исправления, уточнения, а также устранить ошибки и противоречия в тексте законопроекта во время второго чтения».

По мнению нардепов, во время рассмотрения проекта Закона нарушены положения статей 82, 84, 89, 91, 93, 152 Конституции Украины, статей 117, 118, 119, 120, 121 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», статей 1, 15, 16 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины».

Как считают народные депутаты Украины, части первая, третья, пятая, шестая статьи 11, части первая, вторая, третья статьи 12, части первая, вторая статьи 13, части первая, вторая, третья статьи 14, статья 15, часть первая статьи 25, часть первая статьи 27 Закона противоречат частям первой, второй статьи 10 Конституции Украины, части первая, третья статьи 18 Закона – части второй статьи 24 Основного Закона Украины. По их мнению, названные положения Закона создают условия для доминирования регионального языка (языков) над государственным.

Кроме того, они утверждают, что часть вторая статьи 7 Закона противоречит статье 3, частям второй, третьей статьи 10, статьи 11, частям второй, третьей статьи 22, частям первой, второй статьи 24 Конституции Украины, и обращает внимание на то, что предусмотренная указанной нормой Закона «выборочная защита региональных языков или языков меньшинств предоставляет привилегии одним языковым группам (национальным меньшинствам) и ограничивает права других, что имеет признаки дискриминации и нарушает принцип равенства граждан перед законом».

Авторы ходатайства отмечают, что часть третья статьи 8, часть третья статьи 11 Закона не соответствуют установленному в части первой статьи 8 Конституции Украины принципу правовой определенности как составляющей верховенства права. Кроме того, часть третья статьи 7 Закона противоречит пункту 4 части первой статьи 92, статьи 140 Основного Закона Украины, согласно которым порядок применения языков в Украине определяется исключительно законами Украины. Конституцией Украины не предоставлено местным советам полномочий по принятию решений государственного значения, а местное самоуправление является правом территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Ссылаясь на правовые позиции, изложенные в Решении Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 года № 10-рп/99 по делу о применении украинского языка, народные депутаты Украины отмечают, что Закон устанавливает возможность использования регионального языка вместо государственной в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления и в других сферах публичной общественной жизни, фактически нивелируя статус украинского языка как государственного.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone