Обращение к Генеральному прокурору Украины Юрию Луценко

герб

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ УКРАИНЫ

Межфракционное депутатское объединение
«В защиту нарушенных конституционных прав граждан
и против политических репрессий
«ЗАПРЕЩЕНО ЗАПРЕЩАТЬ»


№  357/2-50

Генеральному прокурору Украины
Луценко Ю.В.

.

ДЕПУТАТСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Юрий Витальевич!

Ко мне, как к народному депутату Украины, обратились граждане Украины, которые попали под процедуру люстрации в связи с применением Закона Украины «Об очищении власти» (далее — Закон) и чьи права были нарушены этим Законом. На сегодня в Европейский суд по правам человека уже подано более 40 исков против государства Украина по делам о так называемой «люстрации», из которых в половине исков уже открыты производства. По имеющейся у меня информации, их количество с каждым днем ​​растет и будет неуклонно расти.

Депутатское объединение «В защиту нарушенных конституционных прав граждан и против политических репрессий «Запрещено запрещать» неоднократно акцентировало внимание общества, внимание Президента Украины, депутатов Верховной Рады Украины, Правительства и Министерства юстиции Украины на том, что отдельные нормы Закона Украины «Об очищении власти» не соответствуют европейским стандартам и принципу верховенства права, грубо нарушают Конституцию Украины и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, государством — участником которой является Украина.

Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине. Задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

Организация, полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины и другими законами Украины.

Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» исключительно этот орган конституционной юрисдикции наделяет полномочиями по принятию решений и предоставления выводов по делам о:

— конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

— официального толкования Конституции и законов Украины.

Согласно требованиям ст. 57 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» — срок производства по делам по конституционным представлениям и конституционным обращениям не должен превышать трех месяцев.

В случае производства по конституционному представлению, которое признано Конституционным Судом Украины неотложным, срок рассмотрения такого представления не должен превышать одного месяца, причем этот срок не подлежит ни восстановлению, ни пролонгации.

Сроки конституционного производства начинают исчисляться со дня принятия процессуального решения об открытии конституционного производства по делу.

Несмотря на эти императивные нормы, грубо нарушая положения Конституции Украины и Закона Украины «О Конституционном суде Украины», — уже более двух лет! — Конституционный Суд Украины рассматривает конституционное представление Верховного Суда Украины и 47 народных депутатов Украины (от 20.01.2015) о признании неконституционными отдельных положений этого Закона. В это же время в судах административной юрисдикции искусственно заблокировано рассмотрение более 800 дел лиц, конституционные права которых нарушены в ходе применения Закона Украины «Об очищении власти». Уже два года эти люди лишены возможности восстановления на работе, справедливой компенсации и восстановления деловой репутации.

На заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, которое состоялось в январе 2017 года, была выражена обеспокоенность в связи с проблемами по правам человека, нарушенных законом о люстрации, и рекомендуется украинской власти немедленно привести Закон в соответствие с европейскими стандартами и заключением Венецианской комиссии.

С учетом общеизвестной прецедентной практики Европейского суда по правам человека по делам такой категории есть обоснованные основания полагать, что Европейским судом будут удовлетворены указанные и аналогичные другие иски, признано нарушение государством Украина отдельных положений упомянутой Конвенции.

Сложно переоценить те репутационные и финансовые потери, которые будут доставлены государству Украина в результате принятия Европейским судом таких решений. Вполне очевидно, что при выполнении решений Европейского суда индивидуального характера убытки бюджета составят сотни миллионов гривен.

Законом Украины «Об очищении власти», Министерство юстиции Украины определено уполномоченным орган по организации процесса проведения очищения власти (люстрации), для защиты и утверждения демократических ценностей, верховенства права и прав человека в Украине. В структуре Министерства даже создан специальный Департамент по вопросам люстрации.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, обращения граждан Украины, которые подали иски в ЕСПЧ по урегулированию спора в мировом порядке, остались без надлежащего рассмотрения со стороны Министерства юстиции.

Таким образом, должностными лицами Министерства юстиции и Правительственным уполномоченным по делам Европейского суда по правам человека Орешниковым И. Ю. в этом направлении не только не решаются проблемы, но и в некоторых случаях грубо нарушаются нормы законодательства.

Учитывая указанное, в действиях (бездействии) должностных лиц Министерства юстиции Украины усматриваются признаки уголовных преступлений предусмотренных ст. 364, 367 Уголовного кодекса Украины.

Учитывая изложенные факты, на основании положений Уголовно-процессуального кодекса Украины,

прошу:

1. Внести сведения в Единый реестр досудебных расследований о совершении уголовного преступления должностными лицами Министерства юстиции Украины уголовного преступления, предусмотренного ст. 364, 367 УК Украины и начать досудебное расследование с целью установления объективных обстоятельств дела и привлечения виновных к уголовной ответственности.

2. Сообщить в порядке и сроки определенные действующим законодательством о результатах рассмотрения обращения и принятом решении.

Ход расследования уголовного производства взять на личный контроль.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone