Порошенко действует вне Конституции — эксперты

Президент получил не предусмотренное Конституцией право назначать руководителей вновь созданных органов — Национального антикоррупционного бюро Украины и Государственного бюро расследований.

Об этом пишут в своей статье для DT.UA эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук и активистка Реанимационного пакета реформ Юлия Кириченко.

Петр Порошенко, Конституционные права, Конституцией

Эксперты отмечают, что Порошенко получил неконституционные полномочия. Президент Украины Петр Порошенко ставит под сомнение гарантированную Конституцией и законом независимость органов прокуратуры, поскольку ввел незаконную практику согласования кандидатур на должности военных прокуроров (указ № 738/2014). Он поручает Генеральной прокуратуре Украины, Министерству внутренних дел и Службе безопасности Украины отчитываться о результатах расследования некоторых преступлений.

По мнению авторов статьи, самая большая проблема для Украине заключается в том, что руководство указанных органов не видит проблем в таком поручении, берет под козырек и исправно отчитывается.

«Среди всего руководящего состава органов правопорядка был только один человек, который считал эту практику неприемлемой и такой, что не соответствует европейским стандартам. Речь идет о бывшем заместителе генерального прокурора Виталии Касько, который прямо указал, что «пока генпрокурор будет проводить столько времени в АП мы европейской прокуратуры не построим». Но этот случай у нас исключение из общего правила восприятия президента как реального руководителя органов правопорядка», — говорится в статье.

Кроме того, как пишут Банчук и Кириченко, президент получил не предусмотренное Конституцией право назначать руководителей вновь созданных органов.

Именно так следует рассматривать положения законов о Национальном антикоррупционном бюро и Государственном бюро расследований, которые предоставляют президенту неконституционные полномочия по назначению руководителей этих новых органов. Таким образом политизируются расследования, а это влечет «избирательность уголовного преследования», что совсем недавно сокрушительно критиковал Европа.

По словам народных депутатов в другой редакции мы не увидели этих законов и новых институтов — такой была политическая позиция команды главы государства. В то же время тем самым под НАБУ и ГБР заложена мина замедленного действия — их создание может быть в будущем признано неконституционным из-за незаконного способа назначения руководства.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone