72,8% опрошенных школьников слышали гомофобные высказывания учителей

Почти 73% школьников, опрошенных в рамках исследования положения представителей ЛГБТ в школах, указали, что учителя и работники школы употребляют гомофобные высказывания в отношении учащихся.

Об этом свидетельствуют результаты национального исследования школьной среды в Украине, проведенного общественной организацией «Точка опоры».

Как сообщает Центр информации про права человека, выводы исследования были представлены 26 января на пресс-конференции в Киеве.

Согласно результатам исследования, 7,5% опрошенных указали, что слышат гомофобные высказывания постоянно, 11,2% – часто, 25,5% – иногда и 28,6% слышали такие высказывания редко.1

При этом только 27,2% опрошенных учеников ответили, что никогда не сталкивались с такими высказываниями от работников школы.

В исследовании принимали участие подростки от 13 до 17 лет, которые идентифицируют себя как лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры или люди с другой, отменной от гетеросексуальной, сексуальной ориентации, в частности квир-люди.

Исследование имело своей целью получить данные о травле школьников по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности и влияние этой травли на жизнь и обучение ЛГБТ-подростков.

По словам сокоординатора исследования, психолога Марины Диденко, участники опроса должны были учиться в школе в 2016/2017 учебном году.

«Для нас было важно, чтобы это был такой свежий опыт, который ученики переживали», – отметила исследовательница.

Исследование продолжалось с 1 июня по 1 сентября 2017 года. Опрос проводился анонимно на он-лайн платформе Qualtrics на украинском и русском языках. В опросе приняли участие подростки со всех областей Украины, включая временно оккупированные территории Донбасса и Крыма.

«Несмотря на специфику исследования и летний период, мы получили такое большое количество респондентов, на которое мы даже не ожидали», – отметила Диденко.

По ее словам, на исследование откликнулись 4 166 подростков, прошел его до конца 951 участник. А финальный выбор составил 718 ЛГБТ-подростков из Украины, средний возраст которых составлял 16 лет.

2

Сокоординатор исследования, тренер по толерантности и недискриминации Роман Ивасий заметил, что 36,6% участников опроса из Донецкой области и 52,9% из Луганской области сейчас проживают на оккупированных территориях.

Он добавил, что финальный отбор отличается от общего количества опрошенных, поскольку очень много заходило респондентов и респонденток из России.

«Они в комментариях писали, что они из России, но тоже хотели бы поделиться своим опытом. Но поскольку исследование проводилось относительно Украины, то мы вынуждены были их ответы удалить», – говорит Роман.

Анкету для опроса распространяли через национальные, региональные и местные организации, которые оказывают услуги и занимаются адвокацией прав человека среди ЛГБТ-молодежи, а также через рекламируемые посты в сетях Фейсбук и Вконтакте.

По результатам исследования, почти половина опрошенных (48,7%) в школе чувствуют себя в опасности из-за своей сексуальной ориентации, 36,5% ЛГБТ-учеников чувствуют опасность из-за своего веса и размера тела, а 31,5% – из-за того, что их выражение гендера отличается от традиционного.

Согласно исследованию, из-за чувства опасности и дискомфорта 36,9% учеников пропускали хотя бы один день школьных занятий в течение последнего месяца, при этом 8,7% опрошенных пропускали 6 и более дней.

Из-за возможности опасности ЛГБТ-ученики избегают в школе гендерно-сегрегированных мест таких, как раздевалки – их избегает 37,1% и туалеты – 24,5%. Они также пытаются долго не находиться в коридорах, на лестничных клетках, в гардеробе, спортзале, буфете и на спортплощадках.

«После моего неудачного каминг-аута в школе учителя пытались спасти других учеников от «пропаганды». Если учителя видели, что я общаюсь с кем-то из учеников, они вмешивались в разговор. Был случай, когда мою подругу вызвали директор и завуч, и объясняли ей , что транс-люди – это, мягко говоря, плохо. Директор ей сказал, чтобы она перестала со мной общаться из-за того, что я «транс», и хочу, чтобы все тоже стали такими. Поэтому последние два года в школе мои отношения с учителями были плохими. Иногда на уроках учителя игнорировали меня. Если у нас была самостоятельная работа, то всем, кроме меня, давали задания, а на замечания отвечали что-то типа: «Не заметили, что ты есть в классе», – приводят авторы исследования цитату одного из респондентов.

3

Согласно исследованию, большая часть опрошенных (56,9%) указали, что во время обучения педагоги использовали только негативную информацию в отношении ЛГБТ, а 25,9% отметили, что во время уроков о ЛГБТ никогда не упоминалось.

Анализируя выводы исследования, его авторы отмечают, что в настоящее время в Украине существует острая потребность в создании безопасной и инклюзивной среды в школах для ЛГБТ-учеников и учениц.

«Мы рекомендуем разработать школьные политики и практические инструкции, включающие сексуальную ориентацию и гендерную идентичность и будут направлены на предупреждение, запрет и устранение проявлений буллинга», – отмечают авторы исследования.

Они добавляют, что инструкции должны включать четкий алгоритм действий школьного персонала в таких ситуациях.

Авторы исследования также считают целесообразным в рамках повышения профессиональной квалификации обучать работников школ способам предупреждения, распознавания и противодействию буллингу в школах.

А для снижения стигматизации в отношении представителей дискриминируемых социальных групп в Украине рекомендуется создать для школьников учебные ресурсы и программы для повышения осведомленности относительно проявлений многообразия в обществе, в том числе сексуального.

Как известно, в Украине сейчас должна реализовываться Национальная стратегия по правам человека до 2020 года. Согласно Плану действий по реализации Нацстратегии, в рамках обеспечения права на образование Министерства образования и культуры Украины должны были до конца 2016 года разработать и утвердить программу обучения и профессионального развития учителей, социальных педагогов, психологов «Профилактика и преодоление буллинга в общеобразовательных учебных заведениях». Но, согласно мониторингу по выполнению Плана действий, который проводит Украинский Хельсинский союз по правам человека, выполнение этих мер до сих пор не завершено.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone