Обращение Андрея Деркача к Премьер-министру

герб

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ УКРАИНЫ

Межфракционное депутатское объединение
«В защиту нарушенных конституционных прав граждан
и против политических репрессий
                    «ЗАПРЕЩЕНО ЗАПРЕЩАТЬ»                     


Премьер-министру Украины
Яценюку А. П.

Уважаемый Арсений Петрович!

В ходе осуществления депутатской деятельности мне стало известно о фактах совершения уголовного преступления отдельными должностными лицами Министерства юстиции Украины. В частности мне было сообщено о том, что 12.10.2015 под № 11.0.2 / 1777 письмом Министерства юстиции Украины за подписью заместителя Министра — руководителя аппарата О. П. Иванченко был подготовлен разъяснения законодательства по применению положений Закона Украины «Об очищении власти».

Данное письмо было направлено в адрес Государственной фискальной службы Украины и стало основанием для дальнейшего обоснования выводов о необходимости освобождения от занимаемых должностей значительного количества работников органов государственной фискальной службы.

Так данным письмом было установлено, что под действие Закона Украины «Об очищении власти» подпадают должностные лица, которые проходили службу (работали) на должностях руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений центрального аппарата Государственной таможенной службы Украины и Государственной налоговой службы Украины (на уровне департаментов как самостоятельных структурных подразделений и управлений как функциональных структурных подразделений), а также таможен в период с 2010 до 2013 лет (т.е. до начала функционирования Министерства доходов и сборов Украины).

Внимательно изучив данное письмо, проанализировав изложенные в нем обоснования, а также сопоставив обстоятельства его подготовки мной были сделаны выводы о наличии факта его издания с очевидным превышением имеющихся полномочий и сознательным пренебрежением прямых норм закона.

Так, относительно изложенных в письме выводов и применяемых при этом норм законов обращаю внимание на следующее. Согласно п.3 части первой статьи 3 Закона Украины «Об очищении власти» определенные этим законом запреты применяются к руководителю, заместителю руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и/или таможенную политику, налоговой милиции.

Согласно части второй статьи 1 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» обеспечение формирования и реализации государственной политики в одной или нескольких сферах возлагается на министерства, другие центральные органы исполнительной власти — выполняют отдельные функции по реализации государственной политики.

Поскольку критерием применения специальных ограничений определенных Законом Украины «Об очищении власти» является работа в органе исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой и/или таможенной политики единственным таким органом, учитывая критерии определенные Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти» может быть Министерство финансов Украины и Министерство доходов и сборов Украины (с 2013 года).

Поскольку критерием применения специальных ограничений определенных Законом Украины «Об очищении власти» является работа в органе исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой и/или таможенной политики единственным таким органом, учитывая критерии определенные Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти» может быть Министерство финансов Украины и Министерство доходов и сборов Украины (с 2013 года).

Понимание данной позиции не требует наличия специальных юридических знаний, исследования любых подзаконных актов, толкование сложных юридических конструкций, поскольку должно быть применена прямая норма закона, как высшего нормативного акта.

Однако в письме Министерства юстиции Украины за подписью заместителя министра — руководителя аппарата О. П. Иванченко от 12.10.2015 под № 11.0.2 / 1 777 почему-то сделаны противоположные выводы. Так, заместитель министра — руководитель аппарата О. П. Иванченко почему-то игнорирует указанные нормы Законов Украины «О центральных органах исполнительной власти» и «Об очищении власти», а проводит анализ подзаконных нормативных актов — положений о Государственной таможенной службе Украины и Государственной налоговой службе Украины в которых довольно свободно трактует наличие в этих органах отдельных полномочий, которые могут иметь отношение к формированию государственной налоговой и/или таможенной политики.

Поскольку заместитель министра — руководитель аппарата О. П. Иванченко имеет высшее юридическое образование (степень магистра права), закончил аспирантуру, является адвокатом, а также 10-летний опыт работы в сфере применения права, считать, что ею было допущено простую ошибку невозможно — Иванченко О. П. не могла не знать (а по своей должности должна была знать) указанные положения Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» и невозможность подмены норм законов произвольным толкованием отдельных положений подзаконных актов. При этом Иванченко О. П. также не могла не знать о том, что официальное толкование законов Украины, в соответствии со статьей 147 Конституции Украины, решается исключительно Конституционным Судом Украины, как единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. При таких условиях изложенные в письме заместителя министра — руководителя аппарата Иванченко О. П. от 12.10.2015 под № 11.0.2/1777 выводы являются заведомо ложными.

Кроме того, не может не обратить на себя внимание сам факт издания от имени Министерства юстиции Украины толкования (разъяснения) законодательства по вопросам, не отнесенные к его сфере.

Согласно п. 4 (подпункт 32) Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 02.07.2014 №228 Министерство юстиции имеет полномочия относительно предоставления разъяснения по вопросам, связанным с деятельностью Минюста, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Министерства, а также в отношении актов, которые им выдаются.

Однако вопросы, изложенные в письме Министерства юстиции Украины от 12.10.2015 за № 11.0.2/1777 очевидно выходили за пределы тех, которые касались деятельности Министерства юстиции — вопрос определения органа который обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой и/или таможенной политики не является и не может быть отнесено к полномочиям Министерства юстиции.

Также обращает на себя внимание то, что указанное письмо от имени Министерства юстиции Украины было подписано заместителем Министра — руководителем аппарата О. П. Иванченко. Так, полномочия заместителя министра — руководителя аппарата определены статьей 10 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти», согласно которой его основными задачами являются обеспечение деятельности аппарата министерства, стабильности и преемственности в его работе, организация текущей работы, связанной с осуществлением полномочий министерства. При этом полномочия по предоставлению разъяснений действующего законодательства, а тем более толкования норм права ни одним нормативным актом заместителю министра — руководителю аппарата не предоставлено.

Это при том, что в соответствии с указанным Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти», министерство представляет министр. Так же, в соответствии с п.12 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 02.07.2014 №228 возглавляет Минюст и осуществляет руководство его деятельностью министр. Возложение исполнения этих функций на другое лицо допускается; только в случае отсутствия министра.

В соответствии со статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Однако из изложенных обстоятельств следует, что заместителем Министра — руководителем аппарата О. П. Иванченко было сознательно допущено превышение своих полномочий при издании указанного письма Министерства юстиции Украины от 12.10.2015 за № 11.0.2/1777, поскольку О. П. Иванченко:

  1. Сознательно подготовила заключение о применении норм права, которые не противоречат прямым нормам Закона;
  2. Превысила свои полномочия при толковании норм закона не имея на то полномочий и выйдя за пределы компетенции вопросов, отнесенных к сфере регулирования Министерства юстиции Украины;
  3. Превысила свои полномочия подписывая от имени Министерства юстиции Украины письмо, которое не имела полномочий подписывать.

Следствием издание от имени Министерства юстиции Украины заместителем Министра — руководителем аппарата О. П. Иванченко указанного письма стало массовое нарушение прав лиц, поскольку изложенные в данном письме выводы стали обоснованием необходимости освобождения от занимаемых должностей значительного количества работников органов государственной фискальной службы.

В соответствии со статьей 27 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» должностные лица министерств, несут ответственность за причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием вред. При этом такой ущерб должен возмещаться за счет государства. Таким образом в дальнейшем, в случае обращения граждан за защитой своих прав в суд и удовлетворения соответствующих исков государство может получить прямые бюджетные убытки вследствие необходимости возмещения причиненного им органами власти ущерба.

В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» Кабинет Министров Украины в сфере правовой политики, законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина осуществляет контроль за соблюдением законодательства органами исполнительной власти, их должностными лицами, принимает меры по защите прав и свобод, достоинства, человека и гражданина от противоправных посягательств. В сфере совершенствования государственного управления Кабинет Министров Украины осуществляет меры по кадровому обеспечению органов исполнительной власти а также принимает в пределах своих полномочий меры по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины.

Также, согласно статье 8 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» Министр как руководитель министерства, возглавляет министерство, осуществляет руководство его деятельностью, а в соответствии со статьей 45 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» члены Кабинета Министров Украины лично несут ответственность за состояние дел в порученных им сферах государственного управления.

В данном случае отсутствие контроля со стороны Министра юстиции Украины Петренко П. Д. за работой своего заместителя — руководителя аппарата Иванченко О. П. имело следствием грубое нарушение закона и прав граждан в вверенной министру юстиции сфере.

Учитывая приведенные обстоятельства, для прекращения нарушения прав лиц и предотвращения причинения вреда (в том числе государству), руководствуясь статьей 16 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», прошу:

  1. Рассмотреть данные вопросы на ближайшем заседании Кабинета Министров Украины.
  2. Дать поручение Министру юстиции Украины Петренко П. Д. об отзыве письма Министерства юстиции Украины от 12.10.2015 № 11.0.2/1777 за подписью заместителя Министра — руководителя аппарата О. П. Иванченко, как такового который был издан незаконно и с превышением полномочий.
  3. В установленном порядке рассмотреть вопрос об увольнении заместителя Министра юстиции — руководителя аппарата О. П. Иванченко от занимаемой должности за допущенные нарушения требований законодательства и превышение полномочий, которые имели следствием массовое нарушение прав лиц.
  4. В установленному порядке рассмотреть вопрос о привлечении Министра юстиции Украины Петренко П. Д. к дисциплинарной ответственности за неосуществление контроля в порученной ему сфере государственного управления.
  5. Предоставить мне ответ о включении в повестку дня ближайшего заседании Кабинета Министров Украины вопросов изложенных в данном обращении в установленный законом 10-дневный срок. Поскольку включение в повестку дня указанных вопросов не требует дополнительной проверки, любые причины несоблюдения данного срока считать неуважительными.
  6. О результатах проведенного заседания Кабинета Министров Украины по данному вопросу прошу сообщить мне немедленно не позднее следующего дня после его проведения с предоставлением мне копий соответствующих решений.

Приложение: копия письма Министерства юстиции Украины от 12.10.2015 № 11.0.2/1777 за подписью заместителя Министра — руководителя аппарата О. П. Иванченко, на 5 л.

 

С уважением,
А. Л. Деркач

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone