Процедуру рассмотрения избирательных споров, пояснил суд

Пятый апелляционный административный суд объяснил особенности рассмотрения избирательных споров судом.

Постановлением Верховной Рады Украины от 26 ноября 2018 № 2631-VIII назначены очередные выборы Президента Украины на 31 марта 2019 года. Избирательный процесс начался с 31 декабря 2018 года, перадает «ЗиБ» с ссылкой на прес-службу суда.

Согласно п.6. ч.1 ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Украины, споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (избирательные споры) подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Особенности рассмотрения административными судами дел, связанных с избирательным процессом, установлено в ст. 273-277 КАС Украины, а именно:

— обжалование решений, действий или бездействия избирательных комиссий, комиссий по референдуму,

членов этих комиссий;

— уточнение списка избирателей;

— обжалование решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, СМИ, информационных агентств, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников СМИ и информационных агентств, нарушающих законодательство о выборах и референдуме;

— обжалование действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии, их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса;

— споры, связанные с выборами Президента Украины.

Указанные дела не могут быть рассмотрены по правилам упрощенного искового производства (учитывая сложность и значительный общественный интерес). Однако, при наличии оснований

(ходатайства участников о рассмотрении дела в их отсутствие, неявка участников) такие дела могут быть рассмотрены в порядке письменного искового производства.

Юрисдикция

Местным общим судам как административным судам подсудны административные дела, в том числе связанные с избирательным процессом по (п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС Украины)

— обжалование решений, действий или бездействия участковых избирательных комиссий, членов этих комиссий по местонахождению соответствующей комиссии (ч. 5 ст. 273, ч. 8 ст. 277 КАС Украины);

— уточнение списка избирателей (ч. 2 ст. 274 КАС Украины);

— обжалование действий или бездействия средств массовой информации, информационных агентств, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации и информационных агентств, нарушающих

законодательство о выборах и референдуме, по их местонахождению (ч. 3 ст. 275 КАС Украины);

— обжалование действий или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового совета, кандидатов на должность сельского, поселкового головы, их доверенных лиц по местонахождению территориальной избирательной комиссии, которая зарегистрировала кандидата (ч. 4 ст. 276 КАС Украины).

Окружным административным судам подсудны административные дела, связанные с избирательным процессом относительно:

— обжалования решений, действий или бездействия территориальных (окружных) избирательных комиссий по подготовке и проведению местных выборов, выборов Президента Украины, по местонахождению соответствующей комиссии (ч. 4 ст. 273, ч. 9 ст. 277 КАС Украины);

— обжалование решений, действий или бездействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, по их местонахождению (ч. 3 ст. 275 КАС Украины);

— исковое заявление по другим вопросам, определенным статьей 276 КАС Украины, а именно по делам об обжаловании действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии/блока, местной организации партии, их должностных лиц, по месту совершения действия или местом, где это действие должно быть совершено (ч. 5 ст. 276 КАС Украины).

Если дело в отношении одного из требований подсудно окружному административному суду, а по другому требованию (требованиям) — местному общему суду как административному суду, такое дело рассматривает окружной административный суд (ч. 3 ст. 21 КАС Украины).

Если дело в отношении одного из требований подсудно апелляционному административному суду, а по другому требованию (требованиям) — местному административному суду, такое дело рассматривает апелляционный административный суд (ч. 4 ст. 21 КАС Украины).

Апелляционном административном судом в апелляционном округе, включающем город Киев, в качестве суда первой инстанции (ч. 2 ст. 22 КАС Украины) подсудны дела об обжаловании решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии, кроме установления результатов выборов, члена этой комиссии, которые принятые в пределах избирательного процесса (ч. 3 ст. 273 КАС Украины), а также обжалования действий кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц (ч. 7 ст. 277 КАС Украины).

Верховному Суду как суду первой инстанции подсудны дела по обжалованию решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов (ч. 4 ст. 22, ч. 3 ст. 273 КАС Украины)

Сроки обращения

Общий срок подачи искового заявления в суд по защите избирательных прав граждан составляет 5 дней со дня принятия решения, совершения действия или допущения бездеятельности.

Однако, исковые заявления по:

— решений, действий или бездействия участковой избирательной комиссии, членов этой комиссии,

которые имели место в день голосования и при подсчете голосов и установлении результатов голосования могут быть поданы в двухдневный срок со дня принятия решения, действия или бездействия (ч.8 ст. 273 КАС Украины)

— об уточнении списка избирателей подается не позднее чем за 2 дня до дня голосования (ч.3 ст. 274 КАС Украины).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Днем подачи искового заявления или апелляционной жалобы считается день поступления в соответствующий суд.

Сроки рассмотрения судом

По общему правилу, суд решает дела, связанные с избирательным процессом, в двухдневный срок после поступления искового заявления.

Однако:

— дела, поступившие в день голосования — в двухдневный срок, но не позднее чем за 2часа до начала голосования;

— дела, поступившие в день голосования — решаются до окончания голосования;

— дела, поступившие в день голосования, но после окончания голосования — в двухдневный срок после поступления искового заявления;

— дела по уточнению списка избирателей — в двухдневный срок после поступления искового заявления, но не позднее чем за 2 дня до голосования, если исковое заявление поступило за два дня до дня голосования — безотлагательно (суд немедленно решает вопрос об открытии производства, проводит подготовительные действия, вызывает участников дела и проводит судебное разбирательство);

— Дела, связанные с выборами Президента Украины по жалобам, поданным на совершенные нарушения с момента прекращения голосования на избирательных участках — в течение 2 дней после дня голосования.

Важно:

— В избирательных делах суд провозглашает полное судебное решение. Копии судебных решений безотлагательно выдаются участникам дела или направляются им, если они не присутствовали во время его провозглашения. По результатам рассмотрения судами первой инстанции судебные решения вступают в законную силу после окончания срока апелляционного обжалования, в случае апелляционного обжалования — с момента провозглашения судебного решения суда апелляционной инстанции.

— Суд по результатам апелляционного рассмотрения не может возвращать дело на новое рассмотрение (ч. 2 ст. 272 ​​КАС Украины).

—  Оперативное и правильное решение судом спора в определенной части зависит и от сторон по делу, ведь именно от верного определения подсудности указанной категории дел, от надлежащего оформления искового заявления и материалов к ней, зависит конечный результат разрешения спора и реализация избирательного права, гарантированного ст. 38 Конституции Украины и ст.2 Закона Украины «О выборах Президента Украины».

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone