О том, как создавался Общественный совет по вопросам люстрации при Минюсте

В суде установлено, что на момент формировании состава Общественного совета по вопросам люстрации не существовало… порядка создания такого совета.

Принятие Закона Украины «Об очищении власти» ставило большую цель — начать очищение властных рядов от преступных элементов посредством люстрации на основании закона! В этом случае не может служить оправданием нарушение конституционных принципов верховенства права и закона, так называемая «революционная целесообразность», которая позволила отдельным должностным лицам назначить исключительно «своих людей» при формировании Общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции.

Эта статья основана на решении Окружного административного суда г. Киева по делу 826/17473/14 (ДОКУМЕНТ), которое слушалось с ноября 2014 года по июнь 2015 года, и в котором в марте 2015 года по инициативе Министерства юстиции полностью заменили коллегию судей. Решение вступило в законную силу 1 сентября 2015, после оглашения определения Киевского апелляционного административного суда. И хотя в удовлетворении исковых требований обе инстанции отказали (остается надеяться на справедливое кассационное рассмотрение), но в мотивировочной части судом были установлены факты, имеющие преюдициальное значение. А именно: факты грубого пренебрежения законом и фундаментальными положениями Конституции Украины, и просто публичной лжи со стороны Министерства юстиции Украины, министра юстиции и лиц, привлеченных им к формированию Общественного совета по вопросам люстрации.

Общественный совет по вопросам люстрации

Претенденты в Общественный совет по вопросам люстрации. Источник фото: 4vlada.com

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об очищении власти», «Министерство юстиции Украины не позднее чем в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона создает совещательный общественный орган по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины для обеспечения осуществления общественного контроля за процессом очищения власти (люстрации), в состав которого должны входить представители средств массовой информации и представители общественности».

Согласно объявлению о начале конкурса по формированию Общественного совета по люстрации, размещенного на официальном сайте Министерства юстиции 13 октября 2014 года, я направил ходатайство (заявление) о рассмотрении моей кандидатуры на включение в его состав, выразив желание лично присутствовать при рассмотрении вопроса о моей кандидатуре. Кроме того, просил ознакомить меня в письменном виде с существующим Порядком (Положением) формирования Общественного совета по люстрации и предоставить информацию о членах конкурсной комиссии, на которых возложена почетная обязанность по определению достойных лиц, и информацию об условиях проведения конкурса.

Из адреса, указанного в объявлении, пришло подтверждение того, что данные получены. По всем дополнительным вопросам ответа не было.

В то же время, учитывая тот факт, что обязанность формирования Общественного совета по вопросам люстрации специальным законом была возложена на Минюст, автор этих строк на личном приеме обратился к министру юстиции Украины в лице его представителя и предоставил заявление о рассмотрении кандидатуры на включение в состав общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины. К заявлению были добавлены копии соответствующих документов и запрос на получение публичной информации относительно получения письменной информации об условиях и порядке проведения конкурса.

24 октября 2014 года на сайте Министерства юстиции появилась новость о первых 12 номинантах, которые могут стать членами Общественного совета. Вместе с министром юстиции их представлял «председатель Общественного совета Егор Соболев». Так и осталось непонятным: когда, кем и на основании чего были отобраны эти номинанты? Когда, кем и на основании чего был избран председателем Общественного совета Егор Соболев, если сам Общественный совет фактически еще не был сформирован? И почему такая дискриминационная преференция предоставлена представителю одной политической силы — партии «Воля», представителем которой является Егор Соболев?

Общественный совет по вопросам люстрации_Соболев

Глава Общественного совета по вопросам люстрации Егор Соболев. Источник фото: volya.ua

Кроме того, у этих 12 человек-номинантов, представленных украинскому сообществу высокопоставленным лицом — министром юстиции Украины, — возникает непропорциональное (дискриминационное) преимущество в глазах общества перед другими возможными номинантами на избрание в Общественный совет по вопросам люстрации.

Дальше было еще интереснее: вот что установил в своем решении суд.

«13.10.2014 на сайте Министерства юстиции Украины была опубликована информация о начале конкурсного отбора будущих членов Общественного совета при Министерстве юстиции Украины.

Письмом от 19.11.2014 Министерство юстиции Украины на запрос от 20.10.2014 сообщило истца, что Положение об Общественном совете по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины утверждено приказом Министерства юстиции Украины от 04.11.2014 №1844/5, опубликованном в Официальном вестнике Украины 07.11.2014 №87 и на официальном сайте Министерства юстиции Украины в разделе «Очищение власти». Также сообщается, что состав Общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины утвержден приказом Министерства юстиции Украины от 11.11.2014 №1743/6.

Также письмом от 26.12.2014 истца оповещено, что приказом Министерства юстиции Украины от 04.11.2014 №1844/5 создан Общественный совет по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины и утверждено Положение о ней. Также сообщается, что состав Общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины утвержден приказом Министерства юстиции Украины от 11.11.2014 №1743/6.

Приказом Министерства юстиции Украины от 04.11.2014 № 1844/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 04.11.2014 за № 1386/26163, создан Общественный совет по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины (далее — Совет) и утверждено Положение об Общественном совете по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины (далее — Положение).

Согласно п. 1 Положения, Общественный совет по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины (далее — Совет) является коллегиальным консультативно-совещательным органом, образованным для обеспечения участия граждан в управлении государственными делами, осуществления общественного контроля за процессом очищения власти (люстрации), налаживания эффективного взаимодействия Министерства юстиции Украины с общественностью, учета общественного мнения при формировании и реализации государственной политики.

Разделом III Положения определен порядок формирования Совета, а именно: в состав Совета могут быть назначены представители общественных, благотворительных организаций, профессиональных союзов и их объединений, творческих союзов, ассоциаций, организаций работодателей, средств массовой информации, органов самоорганизации населения и других предпринимательских обществ и учреждений, легализованных в соответствии с законодательством Украины (далее — институты гражданского общества).

Представительство Совета осуществляется секретарем Совета, который назначается министром юстиции из числа представителей институтов гражданского общества, которые зарекомендовали себя активными действиями в сфере борьбы с коррупцией, очищение власти и пользуются доверием в обществе. В состав Совета не могут входить лица, являющиеся должностными или служебными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, лица, на которых распространяются запреты, предусмотренные Законом Украины «Об очищении власти».

Секретарь Совета представляет на утверждение министру юстиции кандидатуры других членов Совета, которые отвечают критериям, указанным в этом разделе. Совет состоит из двенадцати членов».

Судом установлено, что Положение вступает в силу со дня опубликования, то есть 07.11.2014 (опубликовано в Официальном вестнике Украины №87 от 07.11.2014).

Итак, секретарь совета назначается министром юстиции Украины из числа представителей институтов гражданского общества, другие члены Совета утверждаются министром юстиции Украины по представлению секретаря Совета.

Утверждение представления секретаря Совета о назначении членов Совета является обязанностью министра юстиции Украины».

Таким образом, достоверно установлено, что на время формирования Общественного совета законно утвержденного Порядка формирования этого органа не было, конкурс не проводился!

В частности, суд констатировал: «во время судебного решения дела установлено, что на момент формировании состава Общественного совета по вопросам люстрации фактически не существовало ни одного порядка образования такого совета, что подтверждено в судебном заседании представителями сторон».

Суд также обращает внимание на то, что: «В материалах дела отсутствуют доказательства проведения проверки, распространяются ли на секретаря и членов Совета запреты, предусмотренные Законом Украины «Об очищении власти». Приказ об утверждении состава Совета принят на основании представления секретаря Совета Соболева Е. В.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами истца, что при решении вопроса о формировании состава Общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины сомнительным является соблюдение принципа беспристрастности, равенства, права лиц на участие в процессе принятия решения, поскольку фактически состав Общественного совета определен единолично секретарем Совета»!

Заключительный вывод напрашивается сам собой: 1) Никакого конкурсного отбора не проводилось — публичное обещание министра юстиции относительно конкурсного отбора не соответствует действительности; 2) Секретаря Совета Егора Соболева назначил министр юстиции по личным соображениям, по своему усмотрению, на безальтернативной основе; 3) Остальные двенадцать членов Общественного совета по вопросам люстрации были назначены министром по личному выбору и симпатиям секретаря Совета Егора Соболева.

Риторичен вопрос, законно ли сформирован этот орган и на чей интерес он работает и будет работать дальше.

 

Источник: Ракурс

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone