Проверка на конституционность: хронология рассмотрения закона о люстрации в Конституционном Суде

Конституционный Суд Украины завершил устное слушание дела о конституционности отдельных положений Закона Украины «Об очищении власти»

22 марта Конституционный Суд Украины в форме устного слушания продолжил рассмотрение дела по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) пункта 6 части первой, пунктов 2, 13 части второй, части третьей статьи 3 Закона Украины «Об очищении власти», 47 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) частей третьей, шестой статьи 1, частей первой, второй, третьей, четвертой, восьмой статьи 3, пункта 2 части пятой статьи 5, пункта 2 Заключительных и переходных положений этого закона и Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) части третьей статьи 1, пунктов 7, 8, 9 части первой, пункта 4 части второй статьи 3, пункта 2 Заключительных и переходных положений этого закона.

Постановлением от 1 апреля 2015 года Первая коллегия судей Конституционного Суда Украины объединила производства по трем конституционным представлениям в одно конституционное производство.

Судьи-докладчики по делу — Александр Литвинов, Наталья Шаптала.

 

Суть вопроса

20 ноября 2014 года Верховный Суд Украины обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать не соответствующими Конституции Украины положения пункта 6 части первой, пунктов 2, 13 части второй, части третьей статьи 3 Закона Украины «Об очищении власти» (далее — закон).

Часть третья статьи 1 Закона предусматривает запрет для определенных лиц в течение десяти лет со дня вступления его в силу занимать должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация).

В частности, согласно пункту 6 части первой Закона, указанный запрет применяется к лицам, которые занимали совокупно не менее одного года в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года должности члена Высшего совета юстиции (кроме Председателя Верховного Суда Украины), члена Высшего квалификационной комиссии судей Украины, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя.

Согласно пункту 2 части второй статьи 3 Закона, указанный запрет применяется к лицам, которые занимали эти же должности в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были освобождены в этот период по собственному желанию.

Согласно пункту 13 части второй статьи 3 Закона указанный запрет применяется к лицам, которые в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года занимали должности и не были освобождены в этот период по собственному желанию с должности судьи, который вынес постановление о разрешении на задержание с целью поводу, о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, принял решение о привлечении к административной или уголовной ответственности лиц в соответствии с Законом Украины «об устранении негативных последствий и недопущению преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 года и Закона Украины «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 года.

Часть третья статьи 3 Закона предусматривает запрет занимать должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация) в течение пяти лет со дня вступления в силу соответствующего решения суда. Это касается судей, постановлювалы постановления о разрешении на задержание с целью поводу, о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, принимали обвинительные приговоры, оставляли их без изменений в отношении лиц, к которым применены полной индивидуальной амнистии Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» относительно полной реабилитации политических заключенных» от 27 февраля 2014 года.

Субъект права на конституционное представление обосновывает свое представление следующим: указанные положения Закона неконституционными, поскольку нарушают принцип индивидуальной ответственности, предусматривают применение люстрационных мероприятий к лицу только на основании занятия им определенной должности в определенный промежуток времени; применения к судьям люстрационных мероприятий фактически дополнительной определенных Конституцией Украины основанием для освобождения судьи от должности; наличие рядом с Законом Украины «Об очищении власти» также Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», которым уже предусмотрено проведение в отношении судей проверки относительно принятых ими решений во время событий на Майдане.

Постановлением от 12 февраля 2015 года Первая коллегия судей Конституционного Суда Украины открыла конституционное производство по делу по этому ходатайству.

***

20 января 2015 года в Конституционный Суд Украины обратились 47 народных депутатов Украины с ходатайством признать неконституционными части третью, шестую статьи 1, части первую, вторую, третью, четвертую, восьмую статьи 3, пункт 2 части пятой статьи 5, пункт 2 Заключительных и переходных положений Закона.

Авторы ходатайства оспаривают запрет в течение десяти лет со дня вступления в силу Закона занимать должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация) для лиц, занимающих в совокупности не менее одного года в период с 25 февраля 2010 года  по 22 февраля 2014 года должности, в частности, Президента Украина, премьер-министра Украины, первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины, министра, Председателя Национального банка Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Службы внешней разведки Украины, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, Главы администрации Президента Украины, начальника Генерального штаба — Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и другие должности руководителей и заместителей руководителей центральных и региональных органов исполнительной власти.

Также оспаривается аналогичный запрет в отношении лиц, занимающих указанные руководящие должности в органах власти в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года, сотрудников правоохранительных органов, следователей, оперативных работников, работников органов прокуратуры, участвовавших в задержании лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с указанными выше законов от 29 января 2014 года и от 21 февраля 2014 года, составляли на них рапорты, протоколы об административном правонарушении и тому подобное.

Кроме того, 47 народных депутатов обжаловали часть четвертую статьи 3 Закона, предусматривающей запрет для определенных лиц в течение десяти лет со дня вступления его в силу занимать должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация) в отношении лиц, которые работали на руководящих должностях Коммунистической партии Советского Союза , Коммунистической партии Украины, начиная с должности секретаря райкома и выше, на должностях в ЦК ЛКСМУ, были штатными работниками или негласными агентами в органах КГБ.

Авторы ходатайства также просят признать неконституционными часть восьмую статьи 3 и пункт 2 части пятой статьи 5 Закона, которые определяют необходимость проверки достоверности сведений в отношении имущества, указанного в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, представленной лицом за истекший год, а также установление запрета в течение десяти лет занимать должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация) лицам, проверка в отношении которых установила недостоверность сведений о задекларированного имущества.

Пункт 2 Заключительных и переходных положений Закона устанавливает, что в течение десяти дней со дня вступления в силу Закона руководитель соответствующего органа должен освободить лиц, в отношении которых применяется указанная выше запрет занимать указанные должности.

Субъект права на конституционное представление обосновывает свое ходатайство следующим:

— Ряд лиц фактически признаются коллективно виновными в совершении противоправных действий;

— Возможность коллективного применения люстрационных мероприятий по чисто формальным признакам (пребывание на определенной должности в определенный период времени без оценки правомерности / неправомерности действий конкретного лица)

— Фактическая криминализация Законом действий, которые на момент их совершения были правомерными, свидетельствует о возможности обратного действия Закона во времени;

— Законом презюмовано виновность лиц в осуществлении мероприятий по узурпации власти, подрыве основ национальной безопасности и обороны Украины, противоправного нарушения прав и свобод человека, что фактически означает осуществление парламентом функции правосудия;

— Нарушено право доступа к государственной службы или службы в органах местного самоуправления, которое вытекает из общего права на труд, права свободного выбора профессии и рода занятий;

— Закон фактически предусматривает более мягкую санкцию (5 лет ограничения) установленной решением суда неправомерное, в том числе преступное, поведение по сравнению с правомерной деятельностью на соответствующей должности (10 лет ограничения) возможность одновременного применения к лицу обоих запретов (ограничение на 5 и 10 лет);

— Предусмотрена ответственность лиц (судей, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов) по их решения и действия, которые не были признаны противоправными ни законом, действовавшим во время принятия этих решений (совершение действий), ни действующим на сегодня законом;

— Осуществление дискриминации граждан по политическим и профессиональному признаку, а именно: лица, имевшие отношение к деятельности определенной политической партии (которая не была запрещена ни на время их деятельности в такой партии, ни во время принятия Закона), а также лица, которые работали или получили образование в сфере органов государственной безопасности, лишаются права на участие в управлении государственными делами, доступа к государственной службе;

— Введение ответственности лиц за внесение недостоверных сведений о наличии имущества (имущественных прав), указанных в представленных ими за предыдущий год декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера и / или несоответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных ) в их декларациях, приобретенного (приобретенных) за время пребывания на определенных должностях, доходам, полученным из законных источников.

Постановлением от 18 марта 2015 года Первая коллегия судей открыла конституционное производство по делу по этому ходатайству.

***

23 марта 2015 года в Конституционный Суд Украины поступило конституционное представление Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) части третьей статьи 1, пунктов 7, 8, 9 части первой, пункта 4 части второй статьи 3, пункта 2 раздела «Заключительные и переходные положения» Закона.

В соответствии с частями первой и второй статьи 3 Закона, запрет в течение десяти лет со дня вступления его в силу занимать должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация), касается лиц, которые в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года занимали совокупно не менее одного года должность руководителя, заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения центрального органа Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Министерства внутренних дел Украины, налоговых и таможенных органов, а также соответствующих региональных органов, главы областной и районной госадминистрации.

Необходимость и неотложность такого ходатайства автор объясняет тем, что в Верховный Суд Украины поступили и продолжают поступать постановления судебных инстанций об инициировании проверки отдельных положений Закона Конституционным Судом Украины. Эти решения принято в делах по искам бывших руководителей и заместителей руководителей государственных органов, нарушающих вопрос об отмене приказов на их освобождение на основании Кодекса законов о труде и о восстановлении в должностях. Производство по указанным делам остановлено на основании статьи 83 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» в связи с возникновением в процессе общего судопроизводства спора относительно конституционности нормы закона, применяется судом. По требованиям этого закона в таких условиях открывается конституционное производство по делу и дело рассматривается Конституционным Судом Украины безотлагательно.

Субъект права на конституционное представление обосновывает неконституционность указанных положений Закона следующим:

— Установление для лиц запрета занимать определенные должности в органах государственной власти связывается с одним только фактом занятия ими определенных должностей в определенный промежуток времени нарушает принцип индивидуального подхода и принцип презумпции невиновности при привлечении лица к юридической ответственности;

— Создаются предпосылки для нарушения равенства возможностей реализации права доступа к государственной службе, службе в органах местного самоуправления и в управлении государственными делами, которую должно обеспечивать государство;

— Нарушен принцип необратимости действия закона во времени (статья 58 Конституции Украины), поскольку устанавливается ответственность за действия, которые на момент их совершения не считались неправомерными (занятие определенной должности в определенный промежуток времени);

— Установление дополнительных ограничений для реализации прав и свобод государственного служащего (лица, находящегося на государственной службе) как человека и гражданина сужает содержание и объем существующих прав и свобод таких лиц.

Постановлением от 31 марта 2015 года Первая коллегия судей Конституционного Суда Украины открыла конституционное производство по делу по этому ходатайству.

***

3 апреля 2015 года Конституционный Суд Украины на заседании постановил провести рассмотрение дела безотлагательно в форме устного слушания с участием представителей субъектов права на конституционное представление, Верховной Рады Украины, Президента Украины и с привлечением представителей Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека , Высшего административного суда Украины, Совета судей Украины, Львовской лаборатории прав человека и гражданина Научно-исследовательского института государственного строительства и местного самоуправления Национальной академии правовых наук Украины, Украинского Хельсинского союза по правам человека, а также в качестве эксперта — доктора юридических наук, профессора, судью Европейский суд по правам человека в отставке В. Буткевич.

***

16 апреля 2015 года Конституционный Суд Украины открыл пленарное заседание по рассмотрению дела по двум конституционным представлениям Верховного Суда Украины и конституционному представлению 47 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона Украины «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года № 1682 -VII в форме устного слушания.

В ходе заседания суд рассмотрел ряд заявленных ходатайств участников конституционного производства.

По результатам рассмотрения этих ходатайств Конституционный Суд Украины удовлетворил ходатайство представителя Верховной Рады Украины, народного депутата Украины Леонида Емца по привлечению для участия в деле в качестве экспертов судей Конституционного Суда Украины в отставке Николая Козюбру и Ивана Домбровского, а также в качестве участника конституционного производства, представителя Общественного совета по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Украины, и отложил рассмотрение дела.

***

22-23 октября 2015 года Конституционный Суд Украины продолжил пленарное заседание по рассмотрению дела по двум конституционным представлениям Верховного Суда Украины и конституционному представлению 47 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона Украины «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года № 1682-VII в форме устного слушания.

В ходе пленарного заседания Конституционный Суд Украины заслушал судей-докладчиков по делу Наталью Шапталу и Александра Литвинова, которые сообщили собравшимся материалы дела.

Судьи заслушали объяснения участников конституционного производства — народных депутатов Юрия Мирошниченко, Василия Нимченко, судья Верховного Суда Украины Александра Волкова, народного депутата Украины Егора Соболева, постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины Анатолия Селиванова.

Во время выступления народный депутат Украины Егор Соболев сообщил о письменное ходатайство об отводе судей КСУ.

После обсуждения Конституционный Суд Украины принял объявить перерыв для решения вопроса о приемлемости данного ходатайства.

***

22 марта 2016 года в ходе пленарного заседания Конституционный Суд Украины рассмотрел ряд заявленных ходатайств участников конституционного производства.

Продолжая рассмотрение дела, судьи заслушали объяснения представителя Президента Украины — заместитель заведующего Отдела представительства интересов Президента Украины в судах — заведующего сектором представительства Президента Украины в Конституционном Суде Украины Ростислава Михеенко, объяснения привлеченных к участию в рассмотрении дела представителей: Высшего административного суда Украины — начальника Правового управления ВАСУ Вадима Демченко; Совет судей Украины — заместителя Председателя Совета судей Украины — Богдана Монич; Украинский Хельсинский союз по правам человека — исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Аркадия Бущенко, а также объяснения привлеченного к участию в рассмотрении дела эксперта — судью Конституционного Суда Украины в отставке Ивана Домбровского.

После окончания исследования на открытом пленарном заседании материалов дела Суд предоставил сторонам слово для заключительного выступления. С заключительными словами выступили — народные депутаты Украины Юрий Мирошниченко и Василий Нимченко, судья Верховного Суда Украины Александр Волков, заместитель заведующего Отдела представительства интересов Президента Украины в судах — заведующий сектором представительства Президента Украины в Конституционном Суде Украины Ростислав Михеенко.

Конституционный Суд Украины объявил о переходе к закрытой части пленарного заседания для принятия решения по делу.

Председательствовал на пленарном заседании — Председатель Конституционного Суда Украины Юрий Баулин.

 

Источник: Официальный сайт Конституционного суда Украины

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone