Топ-5 рекомендаций Венецианской комиссии для Украины в 2015 году

2015 можно с уверенностью назвать годом Украины в Венецианской комиссии. Такого количества украинских вопросов давно не было в повестке дня экспертов Совета Европы.

Только на заседании в октябре рассматривались сразу четыре украинских вопроса: судебная реформа, Закон о финансировании партий, вывод экспертов ВК относительно положений проекта Конституции относительно особенностей самоуправления в отдельных районах Донбасса, а также заключение по проекту Закона о проверке на добропорядочность. Некоторые выводы писались экспертами ВК через несколько дней и даже в нерабочее время.

Такое внимание со стороны Совета Европы к украинским вопросам не удивительно — Европа делает все для того, чтобы помочь Украине выйти из кризиса, в частности, кризиса правового. Законодательство, основанное на стандартах Совета Европы, является именно тем инструментом, который может помочь нашей стране, наконец, приобрести политическую и правовую стабильность.

С другой стороны, отношение украинской власти к ВК нельзя назвать столь взаимным, поскольку до сих пор Киев по своему выбору учитывает рекомендации и выборочно выполняет свои обещания перед Венецианской комиссией. В сотрудничестве украинской власти с ВК можно было ярко увидеть и другую черту — манипуляцию акцентами. Вспомним, как в течение года мы слышали заявления о том, что, например, ВК дала «зеленый свет» на децентрализацию или «признала право Украины на декоммунизации«.

Для того, чтобы объяснить, что имею в виду, приведу простой пример. Представим ситуацию, если бы кто-то из чиновников нарушил правила дорожного движения. Полицейские составили на него протокол, а в суде, когда его бы штрафовали, нарушитель заявил: «Вы знаете, полицейские установили, что я имею право водить автомобиль«. А о том, что нарушил правила дорожного движения, говорить не будет.

Такое поведение украинской стороны, которое, к сожалению, не раз приходилось видеть в этом году, свидетельствует лишь о том, что власти до сих пор не готовы жить по стандартам Совета Европы.

Накануне Нового года, вспомним, как проходило сотрудничество с ВК, а также топ-5-и рекомендаций Венецианской комиссии, которые были проигнорированы нашими чиновниками или которые были выполнены только в той мере, в которой пожелала украинская сторона.

Люстрация. Год тщетных ожиданий

Какими стали результаты люстрации за весь 2015 год? Из более 800 люстрированых чиновников лишь трое — уровня заместителей министров и около 30 — занимали руководящие должности. Это очень ярко демонстрирует разницу между пафосными заявлениями и обещаниями обществу со стороны «люстраторов» и реальным положением дел.

Закон «Об очищении власти» в этом году спровоцировал чуть ли не самый большой скандал в отношениях между Украиной и Венецианской комиссией. Выводы экспертов ВК о Законе были более, чем критическими, публичная реакция — беспрецедентно жесткой. Президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио открыто призвал украинскую власть остановить действие Закона до времени приведения его в соответствие со стандартами Совета Европы.

Больше всего критики прозвучало в части люстрации судей. Также ВК призвала разграничить такие понятия, как люстрация и борьба с коррупцией, раскритиковали и нормы Закона относительно коллективности вины. Закон нарушает права человека, поэтому если его текст не изменить, Украина рискует получить в будущем выигрышные иски против себя в ЕСПЧ. И за счет украинских налогоплательщиков будет вынуждена выплачивать компенсации люстрированым лицам из Государственного бюджета независимо от того, был этот чиновник коррупционером или нет.

Возможно, в Закон «Об очищении власти» будут внесены изменения и без помощи украинского парламента, а после принятия решения Конституционным судом Украины. Однако, за год КСУ так и не смог дать свое заключение о конституционности отдельных норм этого Закона.

Что мы имеем за год? В регулировании правовой ямы, в которой находится процесс люстрации в Украине, не изменилось ничего. Идеологи люстрации — «притихли». А украинское общество не получило того, что ожидало — наказания виновных и очищения власти от коррупционеров.

Судебная реформа. Независимость суда не является полной

Судебная реформа —  один из самых масштабных вопросов в истории сотрудничества Украины и Венецианской комиссии в 2015 году. Документ в итоге получил положительную оценку экспертов комиссии «За демократию через право».

На первый взгляд, большинство рекомендаций ВК по судебной реформе — учтены. Однако, несмотря на положительные моменты президентского варианта судебной реформы, в частности относительно полного устранения парламента от процедуры избрания и увольнения судей, проект Конституции значительно увеличивает полномочия Президента и возможности влияния последнего на систему правосудия.

В случае его принятия, исключительно от главы государства будет зависеть: назначить, рекомендованное Высшим советом правосудия лицо на должность судьи или нет. Хотя мнение ВК относительно такого права звучит более чем четко: «должно быть ясно, что представление, принятое ВСП о назначении судьи, является обязательным для Президента«. Однако, эта рекомендация не нашла отражение в тексте проекта Конституции.

Также, несмотря на критику экспертами Венецианской комиссии, украинская власть так и не отказалась от идеи увольнения отдельных категорий судей. В качестве показательной «жертвы» судебной реформы в итоге выбрали «молодых судей», которые сегодня находятся на испытательном 5-летнего сроке. Их увольнение предусмотрено переходными положениями проекта Конституции. Почему именно их? Никаких внятных объяснений от авторов реформы пока не последовало.

Децентрализация. Политико-правовое решение

Так случилось, что процесс децентрализации в Украине был привязан к выполнению Минских соглашений, и оказался уже не столько юридическим процессом, сколько политическим. Говоря о децентрализации как реформе, необходимо разъединить эти две составляющие. В части, касающейся децентрализации по сути, Венецианская комиссия не выражала критических замечаний. Разве что обратила внимание на слишком широкие функции префектов.

На практике, кроме, собственно, норм Закона о децентрализации, мало говорится, что ВК сделала отдельный вывод о переходных положениях проекта Конституции, касающиеся особого статуса районов Донецкой и Луганской областей.

В своем заключении, обнародованном во время заседания в октябре, эксперты ВК подчеркнули: данное переходное положение Конституции будет действовать на постоянной основе. То есть, не является таким уж безобидным, как заявлялось относительно «особого статуса Донбасса» украинской властью.

Децентрализация — та тема, где можно четко проследить манипуляцию акцентами. Публично звучат заявления о том, что Венецианская комиссия согласовала децентрализацию в Украине. Но, собственно, о части выводов ВК по Донбассу публично не говорится. Хотя эти несколько строк в переходных положениях Основного Закона могут иметь далеко идущие последствия для всего государства.

Финансирование партий. Щедрость Верховной Рады поразила экспертов ВК

Бюджетное финансирование партий, а также компенсация их расходов на агитацию — это новая для Украины практика. Соответствующий Закон был окончательно принят в октябре 2015 года. Финансирование политических сил из государственного бюджета начнется с 1 июля 2016 года. На эти цели в бюджете на 2016 год уже предусмотрели 392 миллиона гривен.

Венецианская комиссия отметила чрезмерную щедрость украинских нардепов. Так, в рекомендации относительно этого Закона, эксперты говорят, что компенсации на агитации будут чрезмерными.

Декоммунизация. Предновогоднее дежавю

Закон о декоммунизации также стал предметом критики Венецианской комиссии. На своем последнем заседании в декабре ВК признала Закон таким, что преследует законную цель, но не соответствует европейским стандартам и должен быть пересмотрен. В нынешней редакции, по мнению экспертов Совета Европы, Закон может препятствовать праву на свободу выражения мнений. Понятие пропаганды должно быть «четко определено» и должно «иметь в виду нечто большее, чем простое выражение мыслей и идей».

Венецианская комиссия не устанавливала Украины никаких сроков для внесения изменений в законы о декоммунизации. Как быстро будет изменен Закон — зависит исключительно от украинской власти.

Особенности сотрудничества по-украински

Подытоживая, можно сказать, что Украина выполняет рекомендации Венецианской комиссии, но только в той мере, в которой это выгодно нынешней власти, а не государству и его гражданам. Также бывают случаи, когда наши чиновники используют имя и авторитет ВК в зависимости от собственной выгоды.

 

Автор: Владимир Пилипенко

Источник: Еспресо

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone