Украинские СМИ приглашают женщин как экспертов в 5 раз реже чем мужчин – исследование

В украинских СМИ женщины как эксперты представлены в пять раз реже чем мужчины, а как героини – три раза реже. Чаще всего женщины комментируют социальные темы, выступают героинями криминальной хроники или «желтых» новостей, одновременно мужчины комментируют политические и экономические темы.

Об этом свидетельствуют результаты обнародованного сегодня мониторинга, «Института массовой информации» и «Детектор медиа» который они провели в октябре 2017 года по заказу Национального демократического института (НДИ), передает кореспонденка Центра информации о правах человека.

Во время мониторинга анализировался контент 8 общенациональных телеканалов, 10 всеукраинских интернет-изданий и 7 печатных изданий.

форбиден ту форбид,

Согласно результатам исследования, меньше всего женщины представлены в интернет-СМИ – только в 13% новостей женщины выступают как героини и в 15% – как эксперты. В то время как мужчины были представлены в 87% новостей как герои и в 15% новостей в качестве экспертов.

Больше всего женщин-героинь в новостях интернет-СМИ было зафиксировано на сайте «Обозреватель» (25%), «ТСН.ua» и «Страна.ua» (по 16%); меньше всего – на «ЛигаБизнесИнформ» (5%), УНИАН (7%) и «Украинская правда» (9%).

При этом в более чем половине случаев (57%) женщины выступали героинями таблоидных материалов, новостей о криминале или чрезвычайных событиях (16%).

«Больше женщин-героинь привлекают на «таблоидных» сайтах, но это в основном «несерьезные» новости, вроде «ягодиц Ким Кардашян» или похудение Натальи Могилевской. Но такие сайты, как «Лига» или УП, «желтых «новостей в центральную ленту практически не ставят. Поэтому на этих сайтах представленость женщин как героинь ниже. И, конечно, влияет то, что в украинской политике женщин-ньюсмейкеров значительно меньше, чем мужчин», – комментирует експерт ИМИ Елена Голуб.

Больше всего женщины представлены в печатных СМИ – это в 35% публикаций героини материалов, и в 22% – эксперты.

Больше всего женщин-героинь материалов оказалось в газете «Известия» (50%), меньше всего – в «Дне» (26%) и «КП в Украине» (29%). Чаще всего женщины выступали героинями в жизненных историях (23%), таблоидных материалах о шоу-бизнесе (17%), новостях о криминале или чрезвычайных ситуациях (15%).

Экспертов-женщин журналисты газет привлекали для комментирования лишь в 22% материалов. Больше всего женщин-экспертов было зафиксировано в газете «День» (33%), «Газете по-украински» (27%) и в «Фактах и комментариях» (26%). Чаще всего женщины комментировали области здравоохранения (24%) и образования (18%), или это были представительницы пресс-служб (18%).

На телевидении в среднем женщины как героини представлены в 34% сюжетов, а как эксперты – 20%.

Больше всего женщины как героини информационных сюжетов присутствуют на каналах «1+1» и «UA:Первый», меньше всего – на «112 Украина». Так, в новостях «1+1» процент женщин-героинь составил 45%, соответственно мужчин – 55%. Похожая тенденция и у «UA:Первый», где в новостях – 41% женщин-героинь и 59% мужчин. На «112 Украина» женщины выступают в роли героинь только в 23% случаев, по сравнению с 77% мужчин.

Однако женщины опять же почти не упоминаются в «серьезных» материалах – политического, экономического направления, и в сюжетах о АТО.

Женщины преимущественно попадают в новости, если становятся жертвами несчастных случаев, насилия. А также изображаются в традиционных ролях – учительницы, домохозяйки, матери школьников, продавщицы, пенсионерки.

Самый высокий процент женщин-экспертов теленовостей было зафиксировано на «5 канале» (женщины – 26,6%, мужчины – 73,4%). Самый низкий – у «112 Украина» (женщины – 16,6%, мужчины – 83,4%). Женщины-эксперты чаще всего появлялись в сюжетах, посвященных социальным темам: комментарии давали представительницы государственных органов власти, руководительницы социальных служб, Пенсионного фонда, пресс-служб, правоохранительных органов, врачи, директора школ, представительницы общественных организаций. Экспертов-мужчин больше зафиксировано в новостях политического характера.

По данным исследования, женщин практически не приглашают в качестве гостей в студии социально-политических ток-шоу на центральных телеканалах.

В течение периода мониторинга было зафиксировано только 2 приглашения в студию женщин и 40 приглашенных мужчин. При этом в течение мониторинга телеканалы не пригласили в студию ток-шоу ни одной женщины-эксперта.

Женщинами, которые чаще всего упоминались в украинских политических новостях в течение периода мониторинга, оказались народные депутаты Ирина Геращенко, Оксана Сыроед и Ирина Луценко.

«У нас есть такой перекос, если СМИ придерживается журналистских стандартов, то женщины в нем вспоминаются где-то в 5% материалов, в то время как 95% приходится на мужчин», – отметила во время презентации результатов исследования исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк.

«Журналисты часто сами не понимают, когда мы говорим на эти темы, какая же к ним претензия, они не понимают корня проблемы, и это означает, что надо проводить какую-то просветительскую работу, в том числе среди журналистов», – убеждена исполнительный директор ОО «Детектор медиа» Диана Дуцик.

Председатель Комиссии по журналистской этике, журналист Андрей Куликов признал, что действительно часто в процентном соотношении не соблюдают редакции четких пропорций, часто в студии каналов или на радио приглашают мужчин, но это может быть потому, что просто так сложились обстоятельства, что именно этот специалист может лучше объяснить или прокомментировать тему и не всегда стоит из-за этого паниковать.

Председатель Комитета ВР по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмаротметила, что дисбаланс действительно существует одновременно сейчас на телевидении значительно больше женщин политиков и экспертов, чем раньше.

«Когда я работала журналистом на 5 канале, мы часто обсуждали, как избежать этого дисбаланса. И тогда стал вопрос, где искать для прямых эфиров ежедневных по различным вопросам экспертов самых разных сфер жизни», – сказала она.

Эксперты ОО «Институт массовой информации» и «Детектор медиа» оценивали гендерный баланс в вечерних выпусках новостей на телеканалах «UA:Первый», «Интер», «5 канал», «1+1», ICTV, ТРК «Украина», «СТБ», «112 Украина»; в печатных изданиях «Факты и комментарии», «Сегодня», «КП в Украине», «День», «Газета по-украински», «Вести»; интернет-изданиях «Украинская правда», «ЛигаБизнесИнформ», УНИАН, «Укринформ», «Корреспондент.net», 112.ua, «Страна.ua», «Обозреватель», ТСН.ua и «Цензор.net» со 2 по 8 октября 2017 года.

Мониторинг был проведен в рамках совместной инициативы Комиссии по журналистской этике, Института массовой информации, Института развития региональной прессы, кампании против сексизма «Уважение», ОО «Детектор медиа» и социального проекта «50 процентов» при поддержке Национального демократического института (НДИ) и Координатора проектов ОБСЕ в Украине.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone