Венецианская комиссия: нужно изменить «языковую» статью в пользу меньшинств

Венецианская комиссия сегодня приняла экспертное заключение относительно положений нового Закона Украины «Об образовании» относительно преподавания на государственном языке, языке меньшинств и другими языками.

Об этом сообщает Центр информации про права человека со ссылкой на пресс-службу Совета Европы.

Издание отмечает, что весь документ имеет объем около 25 страниц и предоставляет перевод заключительной части документа, который содержит выводы и рекомендации для Украины.

В заключении отмечается, что статья 7 Закона существенно отличается от проекта закона, по которому велись консультации с меньшинствами.

«Но редакция статьи, которая была одобрена, существенно отличается от проекта, по которому проходили консультации с меньшинствами. Статья 7 содержит важные двусмысленности и, как представляется, не обеспечивает соблюдение ключевых принципов, необходимых для выполнения рамочного закона при применении международных и конституционных обязательств страны. В то же время она содержит определенные гарантии образования на языках меньшинств, но преимущественно ограничена начальным образованием», – говорится в заключении.

В то же время в комиссии отмечают, что статья 7 устанавливает рамочную законодательную базу, благодаря чему существует достаточно пространства для такого ее толкования и применения, которая больше соответствуют требованиям защиты национальных меньшинств.

Венецианская комиссия приветствует то, что украинские власти готовы использовать такие возможности.

Закон об образовании является рамочным законом, а закон о среднем образовании, который еще должен быть одобрен, мог бы предусматривать детальные и более сбалансированные решения, указано в заключении.

«Если бы закон был имплементирован таким образом, что языки меньшинств преподавались только как предмет, без возможности изучать другие предметы языками меньшинств, это явно было бы непропорциональным вмешательством в существующие права меньшинств. Однако пункт 4 статьи 7 предусматривает правовую основу для преподавания других предметов официальными языками ЕС», – отмечают в Венецианской комиссии.

В связи с этим Венецианская комиссия рекомендует, в частности:

  • Начать в рамках выполнения нового закона «Об образовании» новый диалог с представителями национальных меньшинств и всех заинтересованных сторон относительно языкового вопроса в образовании.
  • Внести изменения в переходные положения закона «Об образовании», обеспечив более длительный переходный период для постепенного осуществления реформы;
  • Продолжать обеспечивать достаточную часть образования языками меньшинств в начальной и средней школе, в дополнение к изучению государственного языка;
  • В полной мере использовать гибкость, предусмотренную п. 4 ст. 7, при принятии имплементационного законодательства для обеспечения значительного уровня преподавания официальных языков ЕС для соответствующих меньшинств;
  • Улучшить качество преподавания государственного языка (для представителей меньшинств. – ЕП);
    освободить частные школы от новых языковых требований в соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции;
  • Обеспечить, чтобы выполнение Закона не угрожало сохранению культурного наследия меньшинств и непрерывности изучения языков меньшинств в традиционных школах.

Напомним, 25 сентября президент Порошенко подписал закон «Об образовании», которым в Украине вводится 12-летнее среднее образование. Документ предусматривает, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык – украинский.

В Польше, Румынии, Венгрии, Греции, Болгарии выразили обеспокоенность в связи с нормами этого закона, касающиеся языка обучения представителей национальных меньшинств Украины.

26 сентября правительство Венгрии заявило, что будет блокировать все дальнейшие решения Евросоюза, направленные на сближение ЕС с Украиной из-за закон «Об образовании».

В конце сентября министерство иностранных дел Украины направило закон «Об образовании» на экспертизу в Венецианскую комиссию.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterEmail this to someone